Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

Мастер -класс для родителей "Играем в сказку"

Дата публикации: 10.04.18

Автор:
Николаева Оксана Сергеевна воспитатель, МБОУ "Начальная школа №15", г. Нефтеюганск ХМАО - Югра

Мастер – класс для родителей

«Играем в сказку»

Цель: познакомить родителей с приемами сочинения текстов сказочного содержания, как можно описывать героя, как возможно развивать сюжет сказочного текста.

Ход:

В духовной жизни людей на протяжении многих веков важное место занимала сказка – источник радости, мудрости и увлекательных чудес. Народное искусство позволяет приобщить детей к духовной культуре своего народа, частью которого оно является.

«Сказка – сладка, песня – быль», - гласит пословица. Все любят слушать и читать сказки, это выдуманные от начала и до конца истории.

Сказочный фонд очень разнообразен. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка Ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса»).

Русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательноми образовательном значении сказок и указывали на необходимость широкого их использования. Дети и сказка неотъемлемы, они созданы друг с другом.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемыйисточник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Этот прием Дж. Родари использовал в написании цикла «Сказки по телефону». Для работы с детьми необходимо приготовить два набо­ра картинок: 1) картинки с изображением животных и людей; 2) кар­тинки с изображением предметов. Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал кар­тинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инстру­мента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). Варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой»

Новое свойство

Использование этого приема в отношении к знакомым сказкам придает им не только оригинальное колористическое решение. Он, практически, изменяет содержание знакомых сказочных сюжетов, то есть рождается новая сказка. Например, Колобок не из теста, а из смолы. Тогда сказка может выглядеть следующим образом: «...Катит­ся Колобок, а навстречу ему заяц. «Колобок, Колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я невкусный». «Я тебе не верю», — сказал заяц и только хотел схватить Колобка, как вдруг прилип к нему. Покатился Колобок дальше, и заяц не отстает. Навстречу им волк. Увидел Ко­лобка с зайцем и говорит: «Какая вкусная добыча и прямо сама в лапы идет». «Не ешь нас, волк, мы невкусные». Не поверил волк и только хотел схватить их, как тут же и прилип. Покатился Колобок дальше, а за ним прилипшие звери катятся, не отстают. Навстречу им медведь. Он тоже захотел съесть Колобка, зайца и волка, да не смог — прилип. Катится Колобок, а за ним звери недоверчивые, и тут им навстречу лиса. «Ох, вы мои вкусненькие. Мне же такой еды на сто лет хватит», — обрадовалась лиса, хвать добычу, да тут и прилипла. Покатился Колобок восвояси со своей добычей — к бабуш­ке и дедушке. Обрадовались старики: «И еда, и одежда сами в дом пришли». Заплакали звери: «Отпустите нас, мы больше не будем маленьких обижать». Пожалели их дед с бабой да и отпустили. А на прощание сказали: «В следующий раз верьте тому, что вам говорят». Использовать этот прием можно и как вполне самостоятельный, то есть без применения к знакомым сказкам. Персонажем нового сказоч­ного сюжета может стать любой обыденный предмет, объект, если ему приписываются несвойственные качества, например, «стеклянный че­ловек», «железный котенок» и т.п. Задаваемые качества могут быть самыми разнообразными: ледяной, снежный, пластилиновый, шоко­ладный, песочный, деревянный. Познакомить детей с этим приемом можно и с помощью стихотво­рения.

Сказки наизнанку.

Прием инверсии достаточно распространен в литературе. С его помощью придуманы любимые всеми произведения Б. Заходера «Кит и кот», Д. Свифта «Приключения Гулливера». Использовать этот прием для придумывания сказки можно в самых различных вариантах.

Вариант 1. «Свойства наоборот». Берется любая знакомая сказка, и ее героям приписываются прямо противоположные свойства. Напри­мер, сказка «Красная шапочка» зазвучит совершенно по-другому, если волк в ней будет маленький (или добрый), а Красная шапочка — большая (или злая), или Баба-Яга в сказках вдруг начнет совершать хорошие поступки.

Вариант 2. «Все наоборот». Придумать слова-рифмы: лед — мед; гном — гром; мех — смех; кот — бегемот; рыбка — скрипка и т. п. Затем все, что относится к первому слову (свойства, функции и пр.), переносится на второй объект и наоборот (так, как это сделал Б. Заходер в своей сказке). Рифмующиеся слова позволяют писать не толь­ко прозу, но и стихи.

Вариант 3. «Задом наперед». То есть рассказывание сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первона­чальное использование приема предполагает опору на картинки-ил­люстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без на­глядного материала.

Сказки в заданном ключе.

Этот прием достаточно прост в освоении — с его помощью ребенок лишь несколько модифицирует сюжеты знакомых сказок. Существу­ет несколько вариантов использования приема для создания новых сказочных версий.

Вариант 1. «Введение в название сказки нового объекта». Прави­ла игры заключаются в следующем: в название хорошо знакомой ребенку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок-паровоз», «Гуси-лебеди и автомобиль», «Мальчик – с - пальчик и трактор», «Морозко и мячик» и т. п.

Вариант 2. «Я — герой сказки». Знакомая сказка, конечно же, каким-то образом изменится, если в сюжет, образную систему произ­ведения будет введен ребенок в качестве значимого персонажа. Пред­ложите малышу пофантазировать, что произойдет, если одним из ге­роев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости (о чем они ему поведают?).

Составление сказок с помощью метода “Каталога”

Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.), стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.

3. Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с

помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Методические рекомендации

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был... Кто?

- С кем он дружил?

- Пришел злой... Кто?

- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)

- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?

- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному

герою? Что стало со злым героем?

- Где наши друзья стали жить?

- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

- Задается вопрос детям. Например: ”Жил-был кто?”

- Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать

пальчиком на любое слово (например: “Жил-был... карандаш!”) Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.

- Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.

- Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

- «Собирать» сюжет в быстром темпе.

- Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).

- Использовать приемы драматизации.

- Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы “мозгового штурма”.

По мере использования данного метода следует стремиться к тому, чтобы дети самостоятельно делали связки наугад выбранных “ответов” и восстанавливали последовательность вопросов. Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Желаю вам успехов в составлении собственных сказок!

Скачать публикацию Скачали: 24 раз(а)