Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

Творческий проект "Веселые частушки"

Дата публикации: 14.05.18

Автор:
Богданова Флера Гумаровна музыкальный руководитель, МАДОУ "Детский сад №26 "Радость", ХМАО-Югра город Нефтеюганск

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нефтеюганска «Детский сад №26 «Радость»

Творческий проект

«Веселые частушки»

старший дошкольный возраст

Разработала:

Богданова Ф.Г.,

музыкальный руководитель

Актуальность

В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.

Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Ценность детского музыкального фольклора заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно, - понятно даже для самых маленьких.

Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят ребенка с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию, ребенок начинает подпевать, пританцовывать. Ощущая радость, у детей появляется чувство эстетики.

Но фольклорные произведения, к сожалению, теряют привлекательность для современных детей, их вытесняет телевидение, компьютер, Интернет, то есть современная художественная среда. Ориентиром ценности в семье является развлекательная музыка, которая превалирует над другими жанрами и не способствует формированию нравственных качеств личности.

Человечество донесло до нашего времени наиболее самобытные и талантливые произведения народного искусства. Самым веселым жанром принято считать русские народные частушки – короткие рифмованные песенки, сопровождающиеся плясками и игрой на музыкальных инструментах. Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Частушки любяти взрослые, и дети за озорство, необычайность ситуации, лаконичность и остроту сюжетов. Частушка вызывает широкую улыбку.

  • А что такое частушки?
  • Почему некоторые песенки называют частушками?
  • Кто сочиняет частушки? и т.д.

Такие вопросы и другие задавали дети взрослым в силу своего природного любопытства. Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Приобщение с первых лет жизни ребенка ккультуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Чтобы ознакомить детей с музыкальным фольклором, приблизить к культуре наших предков, поддержатьустойчивый интерес к русскому народному творчеству и создан проект «Веселые частушки».

Название проекта

«Веселые частушки»

Цель проекта

Создание системы работы по приобщению детейк детскому музыкальному фольклору через народные частушки.

Задачи:

  • Создать условия для развития художественно-
  • Развивать интерес к детскому музыкальному
  • Знакомить детей с одним из жанров русского
  • Возрождать обычай музицирования в кругу
  • Организовать взаимодействие с родителями,для
  • Разработать алгоритмвзаимодействияс
  • Скоординироватьработу с образовательными

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе детского музыкального фольклора.

фольклору.

народного словесно-музыкального творчества – частушками.

друзей, в семье, «на миру».

повышения их компетентности по вопросам приобщения детей к детскому музыкальному фольклору.

педагогамиучреждения для осуществления интеграции образовательного процесса.

учреждениями дополнительного образования.

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Музыкальный руководитель

Ведет работу с воспитанниками (диагностика; развитие творческих способностей детей на основе музыкального фольклора в различных видах музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах; проведение народных праздников и развлечений), с педагогами и родителями (просвещение, консультирование).

Педагог по изобразительной деятельности

Работа с детьми (диагностика; развитие творческих способностей детей, художественного вкуса в процессеработы сразличными материалами; организация выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства), с педагогами и родителями (просвещение, консультирование).

Воспитатели

Проводят познавательные занятия, игры, обогащение центров активности и др.

Родители

Участвуют в мероприятиях ДОУ, оказывают помощь в оформлении центров активности в рамках заявленной темы.

Основополагающий вопрос

(гипотеза)

Приобщение к детскому музыкальному фольклору через народные частушки будет способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Принципы

  • Принцип учета возрастных возможностей детей,
  • Принцип систематичности и
  • Принцип активного включения детей в
  • Принцип широкого включения
  • Принципбережного и уважительного отношения
  • Методические разработки разнообразных
  • интегрированная НОД;
  • конкурсы, выставки, развлечения;
  • использование наглядных пособий – сюжетных
  • У детей разовьетсяхудожественно-эстетический
  • Дети будут использовать в активной речи
  • Развитие художественно-творческих
  • Приобщение детей к детскому музыкальному
  • Анализ результатов диагностического обследования.
  • Определение основной проблемы, темы проекта.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, музыкального, иллюстрационного и игрового материала по теме проекта.
  • Анализ теоретических источников.
  • Изучение опыта педагогов-практиков по данной теме.
  • Определение методов и приёмов достижения поставленной цели.

отборахудожественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное).

последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором решаются задачи проекта.

разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, художественно-речевую.

выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов.

к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Формы работы над проектом

игровых упражнений, сюжетно-тематических занятий, сценарий досуговых мероприятий;

картин, фотографий, иллюстраций, рисунков и др.;

  • использование художественного слова
  • разработка памяток, консультаций;
  • диагностика уровня развития художественно

дразнилок, пословиц и поговорок,русских народных сказок; слушание русской народной музыки, песен, частушек, разучивание, сочинение частушек; инсценирование песен, частушек; игра на музыкальных инструментах (ложки, трещотки, рубель, свистульки);

творческих способностей детей.

Ожидаемые результаты

  • Дети расширят свои знания; разовьютумение
  • Повысится компетентность воспитателей и
  • Родители воспитанников станут поддерживать

выражать свое впечатление о частушках в творческой исполнительской деятельности: в художественных движениях под музыку частушек, в рисунке; проявяттворчество в сочинении мелодии на собственный, заданный текст и выразительное исполнение частушек разной тематики в соответствующих ситуацияхповседневной жизни.

вкус; представление об особенностях народной росписи; умения пользоваться выразительными средствами по созданию образа в собственных рисунках; пополняться знания о декоративно-прикладном искусстве России.

произведения народного фольклора (потешки, считалки, загадки,заклички, пословицы, поговорки); играть в русские народные игры,

используя считалки.

родителей по практическому решению проблемы развития художественного творчества детей на основе детского музыкального фольклора

и активно участвовать в деятельности ДОУ поприобщению детей к музыкальному фольклору, приобретут навыки позитивного отношения с детьми.

Стратегия достижения поставленной цели и задач

способностей детей на основе детского музыкального фольклорабудет организовыватьсячерезмузыкальную, продуктивную, художественно-речевую деятельность. На протяжении работы по проекту деятельность детей будет проходитьв центрах активности, изостудии и на музыкальных занятиях.

Дети в игровой форме будут знакомиться с однимиз самых веселых жанров русского народного творчества – частушки. Для активизации интереса к данному виду жанра, приобщения детей к русскому народному искусству, будут приглашены учащиеся образцового ансамбля «Роднаяпесня» (Центр дополнительного образования «Поиск», руководитель Г.В. Москвитина); организована экскурсия в библиотеку.

фольклору предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого будем использовать разнообразные формы работы с родителями: дни открытых дверей, консультации, выставки, фотостенды, совместные развлечения, семинары-практикумы, индивидуальные беседы. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, развития художественно-творческих способностей, приобщения к истокам народного творчества.

Вид проекта

Творческий

Срок реализации

Средней продолжительности

Продукт проекта

Выставка детских работ, совместное досуговое мероприятие«Веселые частушки»

Информационные ресурсы

ДОУ использует в работе нормативно-правовую

базу; имеетсяобширное программно- методическое обеспечение; подписные издания: «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель»,«Музыкальная палитра», «Справочник музыкального руководителя», «Ребенок в детском саду»; Интернет- ресурсы.

Социальные ресурсы

ДОУ взаимодействует с Центром

дополнительного образования «Поиск»,Детская библиотека

Материальные ресурсы

В ДОУ создана предметно-пространственная

развивающая среда:мультимедийный экран, телевизор,музыкальный центр, диски с записями русской народной музыкой; детские музыкальные инструменты (колотушки, трещотки, деревянные ложки, рубель, свистульки и др.); наглядные пособия по народным промыслам;различные костюмы, атрибуты для проведения русских народных праздников; предметы народного декоративно-прикладного искусства.

Этапы проекта

  • Исследовательский этап
  • Подготовительный этап
  • Организационный этап
  • Реализация проекта
  • Заключительный этап

Диагностика: выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе музыкального фольклора (песенное, танцевальное, музыкально-игровое, импровизация на музыкальных инструментах); сформированы представления о декоративно-прикладном искусстве; умеет пользоваться выразительными средствами по созданию образа в собственных рисунках; использует в активной речипроизведения народного фольклора).

  • Составление перспективного плана реализации проекта с интеграцией в НОД (музыкальная, изобразительная, игровая,познание, физическое воспитание).
  • Составление и уточнение конспектов занятий, развлечений с детьми и консультаций, презентаций для родителей.
  • Создание современных условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе музыкального фольклора - обогащение предметно-пространственной развивающей среды:
  • технические средства, электронные носители, мультимедийные программы;
  • аудио, видеоматериалы (диски с записями русских народных песен, частушек);
  • наглядные пособия (книги, энциклопедии и др.);
  • предметы декоративно-прикладного искусства (предметы быта, русские народные костюмы и др.);
  • изготовление стенда «Что такое частушки?», «Поем частушки всей семьей», «Наши сочинения».
  • Организация совместных мероприятий с детьми и родителями, направленных на развитие художественно-творческих способностей детей старших дошкольников на основе детского музыкального фольклора;
  • Обеспечение условий для развития художественно-творческих способностей детей на основе музыкального фольклора:
  • Диагностика.
  • Анализ результатов проекта.
  • расширение представлений детей и родителей об истоках русского народного искусства (песни, частушки, игры, праздники; народные музыкальные инструменты; игрушки; знаменательные даты; совместная творческая деятельность детей и взрослых);
  • знакомство с русской народной музыкой, песнями, частушками, играми с пением;с музыкальными инструментами; с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью и предметами быта;
  • знакомство с устным народным творчеством, чтение художественной литературы.
  • побуждатьк творческой самореализации в выразительности исполнения частушек;
  • к сочинению мелодий на заданный и собственный текст;
  • к активности в выражении своих музыкальных впечатлений об исполненных частушек в художественно-речевой деятельности, в пластических миниатюрах, в изобразительной деятельности;
  • импровизировать частушки, передавая в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки;
  • к импровизированным переплясам на народную музыку;
  • импровизировать на музыкальных инструментах во время исполнения частушек;
  • знакомить детей сустным народным творчеством, народными промыслами;
  • пользоваться выразительными средствами по созданию образа в собственных рисунках;
  • воспитывать интерес к русскому народному искусству.

Организационные формы работынад проектом

Разделы

программы

Формы и методы

Мероприятия

«Художественно-эстетическое

развитие»:

музыкальная деятельность

Сюжетно-тематические занятия:«Ах, улица широкая», «На завалинке»», «Посиделки»:

Слушание частушек

в аудио, видеозаписи, в исполнении учащихся образцового ансамбля русской песни «Родная песня» («Поиск»).

Беседа

Рассматривание

иллюстраций

Загадки и

нетрадиционные отгадки

Разучивание

частушек для фольклорных развлечений: «Масленица», «Колядки» «Ярмарка»

Творческие задания:

«Сочини частушку на заданный и собственный текст»;

«Подбери музыкальный инструмент для аккомпанирования собственного пения»;

«Передай в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки»;

«Сочини перепляс на народную музыку»

Инсценирование

русских народных песен, частушек, небылиц: «Где был Иванушка?», «Как у наших у ворот», «Ой, вставала я ранешенько»,«Ой блины, блины, блины»

Авторские музыкально-

дидактические игры:

«Вышивание музыкальных узоров», «Сказочное блюдечко»,«Спой частушку по картинкам»;

и другие: «Музыкальное лото», «Пазлы» (разрезные картинки «Убери лишний инструмент».

Занимательные игры

ТРИЗ: «Теремок», «Раз, два, три, ко мне беги», «Дразнилка».

Морфологическая

таблица

Хороводные и игровые

песни: «Гуляет молодец», «Затопила кума хату», «Посеяли лен за рекой»; плясовые: «Пойду ль, выйду ль я», «Ах вы, сени», «Светит месяц»,«Я с комариком плясала».

Концерт «Вот как

весело живем – мы частушки поем» для родителей, для детей младшего дошкольного возраста

Развлечение

«Веселые частушки»

(совместное мероприятие с родителями)

Фольклорные

развлечения: «Широкая масленица», «Колядки»,«Ярмарка»

Продуктивнаядеятельность (рисование,

аппликация, конструктивная деятельность, лепка)

Работа в изостудии:

Изучение традиционных

народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

Рассматривание

репродукций картин русских художников с изображением народных гуляний с плясками, песнями.

Лепка народных

игрушек и их роспись по народным мотивам.

Изготовление

неозвученныхинструментов (балалайка, гармошка, дудочка) из картона, ватмана;

шумовых инструментов (шуршалки, шумелки, свистелки) из бросового материала.

Изготовление деталей

русского народного костюма: бусы из различных материалов (макароны, ягоды рябины); кокошники, кушаки (из ткани, наклеенной на бумагу, картона и других материалов).

Создавать иллюстрации

к частушкам. Изображатьобразы героев, их эмоциональное состояние.

Конструирование из

бумаги: декорация дляразвлечения.

Оформление афиши,

пригласительных билетов

  • Выставка детских
  • Досуговое
  • Сюжетно-ролевая игра.
  • Хороводная игра
  • Логоритмическая игра
  • Дидактические игры
  • Игры на прогулке:

работ.

мероприятие «Ярмарка»

Развитие речи, чтение художественной литературой

Изучение

педагогической и художественной литературы, Интернет источников.

Сочинение текста

частушек.

Разучиваниетекста

частушек.

Создание книжки-

малышки «Частушки».

Разучивание

произведений устного народного творчестваи использование их в различных режимных моментах (прием детей, умывание, одевание, укладывание спать, приема пищи, прогулок).

Разыгрывание стихов,

расхваливающих товар.

Дидактические игры:

«Поиграем», «Придумай как можно больше слов», «Ручной мяч».

Творческие игры со

словом,слова-рифмы, скороговорки.

Артикуляционные

упражнения: «Пошел котик на Торжок», «Егорушка-Егор».

Дразнилки, считалки:

«Никита-волокита», «Проснулась Ульяна ни поздно, ни рано», «У меня в кармане роза».

Оформление альбома с

текстами частушек,рисунками.

Конкурс «Веселые

дразнилки, небылицы»

Встреча в

литературной гостиной:

«Ум хорошо, а два - лучше»

Физическая культура

Изучение народных игр:

«Салки», «Прятки», «Жмурки», «Прыгалки»;

игры с элементами театрализации: «Коршун», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Утушка и селезень», «Золотые ворота», «Горелки»;

обрядовые игры: «Бояре», «Катилася торба», «Жених и невеста», «Скоморох и гусли».

Спортивные досуговые мероприятия:

«Игры-забавы»

«Удаль молодецкая»

«Русские богатыри»

Игровая деятельность

«Ровным кругом»

«Радуга-дуга»

«Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки»,«Жмурки»

  • Игра малой
  • Концерт-беседа
  • Совместное

подвижности «Летят – не летят»

Игры «В праздник», «В театр», «Концерт».

Взаимодействие с родителями

Разучивание с ребенком

частушек, небылиц, считалок, пословиц.

Сочинение частушек

совместно с ребенком.

Изготовление

атрибутов, декораций, костюмов к развлечению совместно с ребенком.

Помощь в оформлении

зала к развлечению.

Изготовление

самодельного шумового инструмента, костюмана конкурс совместно с ребенком.

Совместное

оформление фотовыставки.

Совместное

досуговое

мероприятие «Веселые частушки».

Выставка детских

работ.

Фотовыставка.

Взаимодействие с образовательными учреждениями дополнительного образования

Мастер-класс педагога,

руководителя образцового ансамбля «Родная песня»

Г.В. Москвитиной: развитие певческих умений и навыков.

«Расступись народ -частушка идет».

досуговое мероприятие «Веселые частушки».

Экскурсия в

библиотеку:литературная

викторина«Посиделки на завалинке»

Оценка результатов деятельности

Основные результаты развития художественно-творческих способностейдетей старшего дошкольного возраста на основе детского музыкального фольклора оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются:

  • наблюдение за детьми;
  • индивидуальные беседы с детьми;
  • различные тестовые инструменты: экспериментальные, игровые ситуации, творческие задания;
  • самооценочные суждения детей;
  • анкетирование.

Диагностика позволила нам определить наиболее важные направления в работе по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе детского музыкального фольклора. Для этого были выделены несколько структурных компонентов, целью которых явилось - выявление особенности развития художественно-творческих способностей детей:

  • песенного;
  • танцевального;
  • музыкально-игрового;
  • импровизация на музыкальных инструментах;
  • различает и называет видынародного декоративно-прикладного искусства;
  • использует выразительными средствами по созданию образа в собственных рисунках;
  • использует в активной речипроизведения народного фольклора (потешки, считалки, поговорки, пословицы, заклички).

Вывод

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет развить у детейхудожественно-творческие способности на основе детского музыкального фольклора, поддержать инициативу, самостоятельность ребенка, развить способность к самовыражению, что в конечном итоге положительно скажется на его художественно-эстетическом развитии. Участие родителей в наших мероприятиях должно благотворно повлиять на приобщение детей к музыкальному фольклору через народные частушки.

Заключение

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией» В.В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нем нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребенку поверить в добро, в красоту нашего мира.

Список литературы

  • «Круглый год». Русский земледельческий календарь. Москва, изд. «Правда», 1991
  • Бахметьева Т.И.,Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки –Ярославль: «Академия развития», 1997
  • Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе– М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  • Загоруля Г.А., Мазурик А.М., Путешествие в мир фольклора – ГУИПП «Полиграфист», 1999
  • Комарова Т.С., Народное искусство в воспитании детей –М., 2000
  • Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  • Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  • Радынова О.П., Баюшки – баю –М.: «Владос», 1995

Скачать публикацию Скачали: 35 раз(а)