Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

«Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки»

Дата публикации: 15.05.18

Автор:
Цисельская Алевтина Александровна воспитатель, МБДОУ №47 "Гусельки", г.Сургут

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №47 «Гусельки»

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД

Воспитатель:

Цисельская А.А.

г. Сургут, 2018

Ф.И.О. воспитателя

Цисельская Алевтина Александровна

Тема самообразования

«Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников посредством сказки»

Период работы над темой

09.2017 – 26.05.2018

Актуальность темы самообразования

Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.

Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной.

Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.

Именно из сказок ребёнок черпает знания и представления о разных сферах деятельности. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.

Психологическая целесообразность темы самообразования (соответствие заявленной темы возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников).

Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.

Ожидаемые результаты и социальный эффект (определите результат-продукт, который планируете получить по окончании работы над темой, а также социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации опыта по теме самообразования).

Повышение духовно-нравственной воспитанности дошкольников посредством чтения сказок.

Форма представления опыта работы по теме самообразования (продукт).

Сборник сказок «Добрые сказки», «Сказки о сочувствии».

Распространение опыта работы среди коллег ДОУ.

Цель

Цель: формирование социально-нравственных качеств посредством сказки.

Задачи

1.Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказки в формировании нравственных качеств у младших дошкольников.

2.Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой и фольклором.

3. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.

4. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.

5.Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.

6.Определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Изучение методической литературы (перечислите основную литературу, изученную в ходе работы над темой в соответствии).

Список литературы:

  • журналы «Дошкольное воспитание»:
  • И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» №1 - №5 2005 год;
  • Н. Исаева «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» №7 2012 год;
  • О. Потаповская «Духовно-нравственное воспитание детей и родителей» №1 2006год;
  • Г. Фигдор «Сказка и психическая переработка душевных конфликтов» №1 2007 год;
  • О. А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.;
  • Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика-синтез 2012год
  • М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
  • Интернет-ресурсы.

Работа с детьми

Сентябрь

Изучениелитературыпо теме.

1.Определение целей и задач по духовно-нравственному развитию детей посредством художественной литературы и фольклора.

2.Определение форм и методов работы по теме.

3.Составление перспективного плана работы на год.

4.Прогнозирование результатов.

Октябрь

1. Изучение детской литературы по теме.

2.Диагностика духовно-нравственной воспитанности детей группы.

1.Списокдетской

художественной

литературы,

направленной на

воспитание духовно-

нравственных

ценностей.

2.Анализ диагностики, выводы.

Ноябрь

1.Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами со сказками.

2. Чтение и беседа по сюжету сказки «Репка».

3.Применение цитат из сказок в режимных моментах.

4.Дидактическая игра «Угадай сказку»

1.Создание атмосферы для развития устойчивого интереса к книгам; желания читать их и рассматривать иллюстрации.

2. Решение проблемных ситуаций.

3. Формировать представление детей о хороших и добрых, плохих и неправдивых поступках. Обогащение словарного запаса детей (дружно, слаженно, трудолюбие).

4.Развивать познавательный интерес, умение отгадывать сказки по описанию поступков.

Декабрь

1.Чтение и пересказ р.н.с. «Волк и семеро козлят»

2.Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3.Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок»

1.Решение проблемных ситуаций.

2.Устойчивый интерес к рассматриванию иллюстраций, умение узнавать сказку по картинке; знакомить с художниками, иллюстрирующими сказки. Обогащение словарного запаса детей по теме.

3.Умение детей отгадывать сказку по прочитанному отрывку.

Январь

1.Чтение и обсуждение сказки «Бычок, смоляной бочок».

2.Добавить в уголок «Ряжения» новые костюмы, маски, атрибуты.

3.Дидактическая игра «Из какой сказки герой?»

4.Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

1.Решение проблемных ситуаций.

Дети стараются внимательно слушать и запоминать ход событий сказки; последовательно пересказывать сказку.

2.Дать возможность детям пребывать в образе сказочного персонажа.

3.Дети узнают сказочных героев и называют из какой они сказки.

4.Сплочение детско-родительского коллектива.

Февраль

1.Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки в обр. А.Толстого «Три медведя» и рассматривание иллюстраций к сказке.

2.Обыгрывание знакомых сказок.

1.Обсуждение сказки. Решение проблемных ситуаций.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам; развивать слуховое восприятие, интерес к просматриванию иллюстраций. Подвести детей к пониманию того, что все сказки заканчиваются хорошо.

2.Формировать у детей интерес к обыгрыванию сказок; брать на себя роль и исполнять её в соответствии с образом. Самостоятельно подбирать и использовать костюмы, маски, реквизиты к сказкам.

Март

1.Показ русской народной сказки «Репка»

2.Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок.

1.Вызвать у детей интерес к инсценировке сказки, развивать память, выразительность, творческие способности. Воспитывать желание доставить своим близким радость и удовольствие от просмотра сказки.

2.Учить детей использовать различные средства выразительности при работе с картинкой; узнавать из какой сказки сюжет, называть героев.

Апрель

1.Просмотр мультипликационного фильма

«Гуси – лебеди».

2.Творческая мастерская: рисование иллюстрации к любимой сказке.

1.Обсуждение сказки, решение проблемных ситуаций. Продолжать развивать у детей интерес к сказкам, интересоваться развитием событий, сопереживать героям

2.Вызвать у детей желание побыть художниками и сделать иллюстрацию к своей любимой сказке.

Май

1.Диагностика духовно-нравственной воспитанности детей группы.

2.Подготовка кукольного театра и показ родителям сказки «Колобок».

3.Выставка совместных работ (рисунки, поделки) родителей и детей на тему:

«Наши любимые сказки».

1.Проследить динамику духовно-нравственной воспитанности детей группы.

2.Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей, умение интонацией передать своё отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать доброе отношение к близким, желание доставить им радость.

3.Сплочение детско-родительского коллектива.

Работа с родителями

1.Анкетирование родителей («Значение сказки»).

2.Знакомство родителей с образовательной средой группы.

3. Консультации для родителей.

4. Создание групповой газеты.

5.Папка - передвижка «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

6. Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о честности.

7. Рекомендации для родителей.

8. Предложить родителям совместно с детьми подобрать пословицы и поговорки о сочувствии.

9. Изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.

10. Практический материал родителям для работы дома:

разобрать дома с детьми фразу «Делай не то, что хочешь, а то, что нужно»

11. Совместный просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Гуси – лебеди».

12. Рекомендации для домашнего чтения.

13. Совместная инсценировка сказки

«Колобок»

1.Консультация«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством сказки.»

2.Повышение компетентности родителей, создание доброжелательных взаимоотношений.

3. Список литературы для домашнего чтения:

4. Газета «Моя семья»

5.Повышение педагогической компетенции родителей.

6. Картотека пословиц на духовно- нравственную тему.

7. Список литературы для домашнего чтения:

8. Картотека пословиц и поговорок о сочувствии.

9. Кормушки для птиц на участке.

10. Рассказы детей из личного опыта

родителей.

11.Сплочение детско-родительского коллектива.

12. Список литературы для домашнего чтения:

13. Сплочение детско-родительского коллектива. Рисунки по сказке.

Работа с педагогами

Распространение опыта работы среди педагогов ДОУ.

Демонстрация сборников сказок, пословиц и поговорок.

Распространение педагогического опыта по теме самообразования (в ДОУ выступления на педчасах публикации на сайте и пр., вне ДОУ – конкурсы, конференции, семинары, публикации (название мероприятия, уровень мероприятия (муниципальный, региональный, федеральный), форма и тема представленного опыта, результат).

Публикация на форуме «Педагоги России».

Результаты работы по теме самообразования

Эффективность педагогического опыта (качественная оценка).

У детей выражен интерес к чтению народных сказок, они проявляют сочувствие к героям произведений, проявляют в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Выводы по теме самообразования

Итак, можно сказать, что система работы по нравственному воспитанию младших детей посредством чтения являлась целенаправленной и носила индивидуально – дифференцированный характер, в следствии чего воспитанники приобрели личный опыт духовно-нравственной направленности.

Проблемы

Недостаточная заинтересованность всех родителей ( не все читали и обсуждали с детьмипредложенную литературу, участвовали в совместных мероприятиях).

Перспективы

Продолжать работать по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» с другими возрастными категориями детей.

Цель и задачи работы по теме самообразования на 2018 – 2019 учебный год (если остается прежняя тема)

Цель: формирование социально-нравственных качеств посредством

чтения художественной литературы.

Задачи:

1. Заложить основы социально – нравственной личности с активной жизненной позицией.

2. Формировать навыки восприятия художественного произведения.

3. Возрождать интерес детей и родителей к художественной литературе.

4. Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие.

5. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, терпимое отношение к окружающим.

Скачать публикацию Скачали: 2 раз(а)