Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

Программа по правовому воспитанию дошкольников "Юные правоведы"

Дата публикации: 06.12.17

Автор:
Творческая группа : Евтушенко Т.В., Калиновская И.В, Кочурова И.С. Косолапова В.Д, Миникаева Е.Н., Тарасова Е.В, Шалыгина Л.В. Зам. зав по УВР и воспитатели, МБДОУ№23 "Золотой ключик", г.Сургут

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №23 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

(МБДОУ №23 «Золотой ключик»)

ул. Энтузиастов, 51/1, г. Сургут, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, 628400 Тел./факс (3462) 58-22-85

Е-mail: ds23@admsurgut.ru

Принято на педагогическом совете МБДОУ № 23 «Золотой ключик»

протокол от ___________ № ____

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

№23 «Золотой ключик»

________________Т.П. Трусова

приказ от «_____»___________2017 № ________________________________

ПРОГРАММА

правового воспитания детей дошкольного возраста

МБДОУ №23 «Золотой ключик»

«Юные правоведы»

Возраст обучающихся: 4-7 лет

Срок реализации программы: 3 года

Количество часов в год: 38 часов

Авторы-составители программы:

Евтушенко Т. В.

Калиновская И.В.

Кочурова И.С.

Косолапова В. Д.

Миникаева Е.Н.

Тарасова Е. В.

Шалыгина Л. В.

Сургут 2017г.

Содержание

  • Паспорт Программы……………………………………………..…………………3
  • Пояснительная записка (общая характеристика Программы)…………....……..5
  • Актуальность……………………………………….………………..……....……..6
  • Отличительные особенности и новизна ……….…………………………...…….6
  • Принципы реализации Программы……….…………………………………...….8

6. Цели и задачи ………………………..………………….……………...……..…….9

7. Планируемые результаты…………………………………………………………10

8. Методические рекомендации по организации работы с педагогами ДОУ……………………………………………………………………………………10

9. Методические рекомендации по организации работы ДОУ с семьёй................11

10. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………..13

11. Формы аттестации………………………………………………………………..17

12.Список литературы………….…………………………………………….………18

13. Приложение………………………………….………………………………........19

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 «Золотой ключик»

Полное название программы

Программа правового воспитания детей дошкольного возраста МБДОУ №23 «Золотой ключик» «Юные правоведы»

Основания для разработки

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012 и одобрен Советом Федерации 26.12.2012;

- Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р;

- Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольные образовательные организации» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

- Изменения к СанПин, введенные в действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41

- Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 2012 №761;

- Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249

- Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).

- Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

- Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» на 2014 - 2020 годы" (с изменениями от 03.07.2015) (утверждена Постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 г N 413- п)

- Стратегия развития муниципальной системы образования города Сургута до 2020 года

- Устав МБДОУ

Научные теории и концепции:

- Концепция открытого образования (А. Тоффлер, М.Н. Певзнер, Ю.С. Мануйлов,А.М.Цирульников, М. Барбер);

- Концепция педагогики индивидуальности (О.С. Газман, А.В.Мудрик, Ю.А.Гагин, А.М.Каменский и др.)

- Идеи вариативного образования (А.Г. Асмолов, В.А. Ясвин, А.М. Цирульников и др.)

Теория образовательных сред (Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин, А.М. Каменский и др.);

- Теория самообучающейся организации (П. Сенге, М. Армстронг, М. Педлер, Дж. Гарднер и др.);

- Концепция педагогики успеха (А. П. Тряпицына, Л. И. Шипицына, В.А. Сластенин, Э.В. Ильенков, А.С.Белкин, Е.И.Казакова, Л.С. Илюшин и др.).

Руководитель Программы

Кочурова Ирина Сергеевна

Разработчики программы

Евтушенко Татьяна Валерьевна

Калиновская Ирина Владимировна Кочурова Ирина Сергеевна Косолапова Виктория Дмитриевна Миникаева Елена Николаевна Тарасова Елена Викторовна Шалыгина Лариса Валентиновна

Ф.И.О. педагогического работника, реализующего программу

Педагогический коллектив МБДОУ №23 «Золотой ключик» групп среднего и старшего дошкольного возраста.

Год разработки программы

2017 г.

Где, когда и кем утверждена программа (в случае ее реализации)

Принята на заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2017

Информация о наличии рецензии (в случае, если таковая имеется)

_

Цель программы

Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста

Задачи программы

Образовательные:

- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.

- Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности.

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах правовой культуры дошкольников.

Развивающие:

- Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

- Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

- Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу, обществе в целом.

- Воспитывать у детей уважительное и толерантное отношение к людям, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Информация об уровне программы

Стартовый

Ожидаемые результаты освоения программы

- Сформированы понятия об основных правах человека.

- Пополнение и активизация словаря по теме правового воспитания, в связи с расширением кругозора дошкольников.

- Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.

- Развитие коммуникативных навыков и социальной уверенности детей.

- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по обеспечению правовой защиты.

- Повышение уровня ответственного поведения родителей, снижающего вероятность жестокого обращения с детьми.

- Обогащаются знания взрослых о методах конструктивного общения с детьми.

Срок реализации программы

С 01.09.2017 г. по 31.05.2018.г (38 недель) – первый год обучения

3 года

Возраст обучающихся по программе

4-7 лет

Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Программа реализуется дополнительно к основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ №23 «Золотой ключик».

В программе выстроена система взаимодействия всех участников образовательного процесса по правовому воспитанию дошкольников, раскрыты методы организации и формы и содержание работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.

Программа, может быть использована, как целиком, так и отдельными блоками. Программу можно реализовать в совместной деятельности с детьми и в условиях интегрированного обучения детей в образовательном учреждении.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юные правоведы» имеет социально-педагогическую направленность.

Адресат программы – дети дошкольного возраста (4 - 7 лет), посещающие дошкольное учреждение.

Объем программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения - 114 часов.

Формы обучения и виды занятий: Теоретические занятия, дидактические игры и задания, беседы, продуктивная деятельность.

Срок освоения программы – 3 года.

Режим занятий - Занятия проводятся в совместной деятельности педагога воспитанниками в режимные моменты.

Периодичность и продолжительность занятий. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.2731-10 и составляет: 20 мин для детей (4-5 лет), 25 минут для детей (5-6 лет) и 30 минут для детей, (6-7 лет), предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

В настоящее время актуальность программы

«Юные правоведы» обусловлена:

  • документом, определяющим основные направления повышения правовой культуры общества и личности, закладывающим фундамент для совместной деятельности государства и гражданского общества в данном направлении, являются утверждённые в 2011 году Президентом Российской Федерации Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
  • определением в статье 2 «Закона об образовании в РФ» понятия воспитания как процесса развития личности, создания условий для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе правил и норм поведения;
  • обозначением в ФГОС дошкольного образования необходимости формирования общей культуры личности детей, обуславливающей усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные ценности.

Региональным компонентом актуальности изучения аспекта основ правового воспитания служит Закон ХМАО - Югры от 10.07.2009г.№109оз (ред. от 07.11.2013г. «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре».

Актуальность программы

МИССИЯ МБДОУ программы «Юные правоведы»: построение культурно-образовательного пространства МБДОУ как среды непрерывного развития, саморазвития и самоопределения каждого субъекта образовательного процесса, в которой согласуются правовые цели, ценности и интересы воспитанников, педагогов и родителей (законных представителей). Основой для реализации программы в значительной мере является педагогический поиск и инновационная деятельность коллектива МБДОУ, поиск оптимального современного и актуального содержания образования.

На этой основе был сформулирован окончательный вариант Генеральной стратегической цели Программы.

Генеральная стратегическая цель

Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста

В рамках указанной Генеральной стратегической цели должны быть достигнуты следующие стратегические задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.

- Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности.

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах правовой культуры дошкольников.

Развивающие:

- Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

- Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.

- Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.

Воспитательные:

- Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу, обществе в целом.

- Воспитывать у детей уважительное и толерантное отношение к людям, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

В соответствии с обозначенными целями были выбраны три вектора программы «Юные правоведы» МБДОУ №23 «Золотой ключик»

Декомпозиция сценария Программы развития МБДОУ №23 «Золотой ключик»

В современном мире, правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность, которая предполагает наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Задачей программы «Юные правоведы» является определение и реализация цели, задач правового воспитания в дошкольном возрасте. В этот возрастной период является возможным формирование таких основ правовоспитания, как уважительное отношения к установленным правилам поведения; осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения; понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за правонарушение; неприятие насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных; ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким.

Правовое воспитание дошкольников является важным, но в то же время сложным процессом, имеющее свою методологическую основу. Педагогический смысл правового воспитания детей дошкольного возраста заключается в закладывании основ свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и умеющей с уважением относиться к другим людям. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения.

В.В.Кравцов различает следующие цели правового воспитания:

- ближайшую цель - формирование системы правовых знаний

- промежуточную цель-формирование правовой убежденности

-конечную цель - формирование мотивов и привычек правомерного поведения.

Целью правового воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДО является развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. То есть, реализация первичной – ближайшей цели, а именно формирование начальных элементарных знаний правовой действительности.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

-утверждение в обществе и сознании детей правовых взглядов и убеждений;

-создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

-ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

-формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков бесконфликтного общения в различных ситуациях;

-воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

-содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

-воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

-повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОО, так и в семье;

-формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

-оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Правовое воспитание есть самостоятельное направление воспитательной работы, которое заключается в образовании, формировании правовых взглядов и убеждений, а также обучение правовым взглядам на практике. Рассмотрим основные элементы процесса правового воспитания.

Работа по программе предусматривает широкое использование разнообразных средств и методов: беседы, чтение художественной литературы (рассказов, стихотворений, сказок), рассматривание иллюстраций, составление рассказов, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, творческих, развивающих и дидактических игр, инсценировки сказок, проблемное обучение, наблюдение и самонаблюдение, упражнение, приучение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков, юмор, индивидуальная работа с детьми и т.д.

В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Процесс правового воспитания состоит в формировании трех компонентов.

Когнитивный компонент правового воспитания создает основу для подготовки детей к участию в правовых общественных отношениях и включает в себя представление о правах и обязанностях детей. Целью данного компонента является система усвоенных детьми на уровне представлений, убеждений, понятий, правил, норм, оценок, ценностей.

Эмоционально-ценностный компонент правового воспитания дошкольников раскрывается в стремлении ребенка участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, принятии или непринятии общей цели, эмоциональной оценке результата взаимодействия, эмоционального отношения к собственному правовому поведению, сформированность и проявление нравственноправовых качеств и т.п.

Поведенческо-деятельностный компонент подразумевает владение навыками по реализации правового поведения. Целью данного компонента является развитие самостоятельности дошкольников в реализации своих прав, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения.

Отличительные особенности и новизна программы:

Педагогическая особенность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в том, что уже на первоначальной ступени образования, такие понятия как: права человека, честь, достоинство, закон, толерантность стали понятными и необходимыми маленьким гражданам.

Каждый ребенок должен не только знать свои права, но и быть готовым применять знание своих прав в реальной жизненной ситуации. При этом дети должны признавать права своих сверстников и взрослых, которые, в свою очередь, обязаны уважительно относиться к соблюдению их прав.

Новизна Программы заключается в том, что:

  • Выстроена система взаимодействия всех участников образовательного процесса по правовому воспитанию дошкольников.
  • Раскрыты методы организации, формы и содержание работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
  • Выявлены и охарактеризованы критерии и показатели основ правовой культуры (мониторинг), основанный на технологии педагогического мониторинга процесса правового воспитания дошкольников Н.Ю.Ган.
  • Разработан перспективно-тематический образовательный план, включающий комплекс разнообразных форм работы педагога с детьми в совместной деятельности, направленных на усвоение и закрепление правовых знаний дошкольников. Совокупность образовательных областей и их интеграция в ходе совместной деятельности педагога с воспитанниками по правовому воспитанию обеспечивает целенаправленный подход к реализации данной Программы.

Этапы технологии педагогического

мониторинга процесса правового воспитания

Образовательные ресурсы:

  • организованная образовательная деятельность (игровая, образовательная, художественная, трудовая, двигательная деятельность и т.д.);
  • социокультурная среда;
  • художественные средства;
  • тематические мероприятия (праздники, досуги);
  • мероприятия для родителей (лектории, семинары, родительские собрания, тематические встречи и т. д.);
  • средства массовой информации.

Формы работы с детьми:

  • игры дидактические,сюжетно-ролевые, театрализованные и др.;
  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение,
  • рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, фильмов, телепередач;
  • беседы социально-нравственного содержания, создание ситуаций морального выбора, ситуативные разговоры с детьми; рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций;
  • рассказы об интересных фактах и событиях,
  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность;
  • организация тематических выставок;
  • конкурсы, викторины;
  • инсценирование сказок, рассказов, ситуаций;
  • экскурсии в музеи, суды и др.

Принципы реализации Программы

  • Принцип личностно - ориентированного общения. Партнѐрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
  • Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности.
  • Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определѐнной системе.
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предполагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип гуманизма. Предполагает гуманность, как качество, присущее людям - способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам.
  • Принцип возрастного подхода – предполагает планирование изучаемого материала с использованием форм работы, опираясь на ведущий вид деятельности для дошкольника – игру, не предполагая заучивания конкретных законов и прав. Игра – подлинная социальная практика ребѐнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Цель и задачи программы:

Цель: Формирование основ правового сознания детей дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.
  • Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах правовой культуры дошкольников.

Развивающие:

  • Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
  • Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
  • Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу.
  • Воспитывать у детей уважение и толерантное отношение к людям, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

Планируемые результаты:

  • Сформированы понятия об основных правах человека.
  • Пополнение и активизация словаря по теме правового воспитания, в связи с расширением кругозора дошкольников.
  • Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
  • Развитие коммуникативных навыков и социальной уверенности детей.
  • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по обеспечению правовой защиты.
  • Повышение уровня ответственного поведения родителей, снижающего вероятность жестокого обращения с детьми.
  • Обогащаются знания взрослых о методах конструктивного общения с детьми.

Методические рекомендации по организации работы с педагогами МБДОУ.

Важно работу начинать с организации занятий по обогащению практических занятий педагогов. Такие занятия позволяют повысить уровень знаний воспитателей по правовому воспитанию, расширить понятийный аппарат за счет определений и терминов. Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

В дошкольных учреждениях преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Поэтому личность воспитателя становится решающим фактором.

На дошкольном уровне воспитанники приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

В целях своих знаний воспитатели должны систематически анализировать литературу, сценарии игр, и наглядных пособий по правовому воспитанию. Профилактическая деятельность воспитателя во многом зависит от его инициативы, профессиональной направленности его личности, творчества.

Введение правил:

Правило 1 . Старайся быть доброжелательным к людям (не вредничай, не обижай никого, не жадничай, чаще улыбайся).

Правило 2. Будь веселым, не унывай, не капризничай, не плачь по пустякам.

Правило 3. Помогай тому, кто нуждается в помощи (маме, папе, бабушке, дедушке, соседям, другу, сестре, брату). По этому правилу необходимо провести этическую беседу: бывают ли такие случаи, когда помогать не следует?

Правило 4. Старайся быть человеком, который много знает и многое умеет, — тогда с тобой будет интересно каждому.

Оснащение развивающей среды

  • стенд с картинками, изображающими правильное поведение и картинки, где изображаются поступки, нарушающие правила поведения;
  • игротека (игры на расширение области правовых знаний, на развитие чувства индивидуальности, чувства собственной безопасности и др.);
  • чтение и рисование по худ. произведениям (Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок», Ш. Перро «Золушка», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.)

Методические рекомендации по организации работы ДОУ с семьей

Реализация образовательной Программы требует тесного взаимодействия педагогов с родителями и воспитанников, что обусловливает необходимость конструирования педагогами открытого педагогического процесса ДОУ. Зачастую родители не знают законов, не знают не только своих прав, но и обязанностей. Поэтому, важное значение имеет информирование родителей о работе с детьми по развитию правового сознания.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Основные задачи работы с родителями:

  • создание основ развивающего взаимодействия (партнёрство и сотрудничество) с целью развития каждого участника образовательного процесса; повышение культурного уровня родителей, педагогов, детей (единство образования, воспитания, обучения);
  • обеспечение необходимыми знаниями родителей о гуманистической ориентации воспитания детей в семье.

Принципы работы с родителями

-Целенаправленность, систематичность, плавность;

-Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом специфики каждой семьи;

-Возрастной характер работы с родителями;

  • Доброжелательность, открытость

Методы изучения семьи:

анкетирование; наблюдение за ребёнком; посещение семьи ребёнка; беседы с родителями.

Формы работы с родителями:

Общие

Групповые

Индивидуальные

  • Дни открытых дверей
  • Презентация ДОУ
  • Конкурсы
  • Выставки
  • Анкетирование
  • Собрания
  • Консультации
  • Участие родителей в методических мероприятиях
  • Беседы
  • Обсуждение результатов
  • Обследование ребёнка консультации

Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный образовательный график на 2017 - 2018 гг.

Содержание

Средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет

Старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет

с 5 до 6 лет

с 6 до 7 лет

Учебный период

Календарная продолжительность учебного периода, в том числе:

С 01 сентября 2017 года – 31 мая 2018 года

38 недель

1 полугодие

18 недель

2 полугодие

20 недель

Объем недельной образовательной нагрузки, в час, в том числе:

20 мин

25 мин

30 мин

В первую половину дня

-

-

Во вторую половину дня

20

25 мин

30 мин

Всего в неделю

1

1

1

Сроки проведения мониторинга реализации ООПДО

11.09.2017-22.09.2017; 16.04.2018-27.04.2018

Образовательный план на 2017 - 2018 гг.

Образовательный период

с 4 до 5 лет

с 5 до 6 лет

с 6 до 7 лет

Разнообразные формы работы педагога с детьми в совместной деятельности

Всего в неделю

1