Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

"Самостоятельная музыкальная деятельность детей в детском саду"

Дата публикации: 05.01.18

Автор:
Форманчук Галина Хусейновна музыкальный руководитель, МАДОУ "Синеглазка", ЯНАО г. Ноябрьск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СИНЕГЛАЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

ул. 8 Марта, д. 7, г. Ноябрьск, ЯНАО, Россия, 629805. Тел. (3496) 34-51-18, 34-51-57

ОКПО 47198908, ОГРН 1028900706174, ИНН\КПП 8905023898/890501001

E-mail: mdou_sineglazka89reg@mail.ru. URL: www.sineglazka.ukoz.ru

«Самостоятельная музыкальная деятельность детей

в детском саду»

Консультация для педагогов

Составитель: музыкальный руководитель МАДОУ «Синеглазка»

Форманчук Г.Х.

Цель: Совершенствование методики организации самостоятельной музыкальной деятельности детей, в детском саду.

Задачи: Развитие ритмического слуха. Развитие фантазии и музыкальной памяти детей.

Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть – забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая, проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применить свои умения в повседневной жизни.

Уважаемые коллеги, сегодня мы будем говорить о самостоятельной музыкальной деятельности детей, для развития которой необходимы определенные условия.

В педагогике принято называть, зона самостоятельной музыкальной деятельности, где дети могли бы самостоятельно музицировать, устраивать игры с пением, организовывать музыкально-дидактические игры, прослушивать cd-запись с любимым произведением.

Что жеобеспечивает и предопределяет самостоятельную музыкальную деятельность?

1. Наличие устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.

Например в пении самостоятельность детей проявляется в активном восприятии песни, в определении ее характера, настроения, в выборе любимой песни и осознанном отношении к этому выбору. Главное, дети учатся петь без музыкального сопровождения, вначале с поддержкой голоса взрослого, а затем самостоятельно.

Дети к шести годам способны не только самостоятельно исполнять несложные песни, но и контролировать слухом качество пения сначала товарищей, а затем и своё собственное.

В музыкально-ритмической деятельности (в плясках, играх, хороводах) дети используют навыки, усвоенные в результате специальных упражнений. Педагог приучает их действовать не только по показу, но и самостоятельно определять способ действия в соответствии с музыкальным образом. Особенно это характерно для игр, в процессе разучивания которых необходимо развивать у детей творческое воображение.

Задания на развитие танцевально-игрового творчества способствуют развитию детской инициативы и творческой активности, что непременно скажется в их самостоятельной деятельности вне занятий.

Первоначальным навыкам игры на детских музыкальных инструментах дети обучаются на занятиях, начиная со средней группы. Свой первый опыт, полученный в результате непосредственного показа педагога, ребёнок переносит в быт. Вначале он закрепляет полученные навыки, затем пробует самостоятельно играть знаковые мелодии (пробует подбирать) и, наконец, сочиняет собственные несложные мелодии, ритмы (но это уже в самостоятельной деятельности).

Таким образом, во всех видах музыкальной деятельности проявление способов самостоятельных действий связано непосредственно с обучением, с выполнением того или иного действия, задания (воспроизводящего или творческого) под руководством педагога.

2. Запас музыкальных впечатлений, полученных детьми не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате прослушанных и увиденных радио и телепередач, музыкальных спектаклей.

3 Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы и правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения.

Какие игрушки и пособия понадобятся?

Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).

Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; игрушки-инструменты: трёхступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрёшки, солдатики, птицы, животные).

Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.

Настольные музыкально-дидактические игры-. «Музыкальное лото», «Кто в домике живёт», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поёт» и др.

Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т. д.

• Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).

Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе?

Младшая группа: бубен, барабан (с кожаной основой), погремушки, колокольчики, деревянные палочки (бамбуковые, например).

Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).

Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны.

Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др.

Одновременно в «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трёх-четырёх видов. В течение года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь.

Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нём и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте.

Как лучше разместить игрушки и пособия в игровой комнате?

Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры; уголок детских музыкальных инструментов» может быть размещён как в игровой комнате, так и в спальне, детали костюмов - в уголке ряженья, СД диски и киноленты рядом с телевизором и магнитофоном и т.д.

Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности можно выделить?

Прежде всего, эти формы определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком-либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте).

В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий и т. д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая её на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение или целую сценку).

Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:

• сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);

• импровизирование на детских музыкальных инструментах;

• песенное и танцевальное импровизирование;

• театрализованные представления (импровизированного характера). -

Для исполнительской деятельности дети пользуют такие формы, как:

игры с пением;

настольные музыкально-дидактические игры;

хороводные музыкально-дидактические игры;

игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных с педагогом мелодий);

сюжетно-ролевые игры («Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т. п.);

театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т. д.);

игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;

концерты детской художественной самодеятельности - развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон» и

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребёнка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им.

Именно воспитатель создаёт в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняет способ их представления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предлагает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроизвести отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием (например, игру в «Магазин-булочная» дети перестроили сначала в игру «Универсам», а потом - в «Музыкальный магазин»), озадачить детей неожиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алёны сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т. д.

Ребёнок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно-речевое, изобразительное и музыкальное творчество.
Вывод

Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем высокого уровня развития детей в целом и художественного и музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе в этом случае подчёркивает хорошую организацию детей, их инициативность, самостоятельность, способность к творческой производительности. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе.

С целью развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, воспитателям младших и средних групп предложены «Тетради - сборники по взаимодействию музыкального руководителя и воспитателя», где собраны песни, пляски, музыкальные игры, а также к ним диски являющиеся аккомпанементом тетради – сборника.

Скачать публикацию Скачали: 42 раз(а)