Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

Масленица широкая

Дата публикации: 13.05.18

Автор:
Ефремова Татьяна Александровна Воспитатель, МАДОУ "Детский сад "Ручеек", ЯНАО, г. Новый Уренгой

Краткосрочный проект в подготовительной группе

«Масленица широкая»

Тема: «Широкая масленица»

Тип проекта: фольклорно - познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, логопед, музыкальный руководитель, психолог, педагог по ИЗО, инструктор по физической культуре .

Актуальность проекта:

Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.

В наше время постепенно стало уходить в прошлое народные гуляния, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Цель:

Знакомство с традицией проведения народного праздника «МАСЛЕНИЦА».

Задачи:

Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»; Познакомить с различными жанрами устного народного творчества;

Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу;

Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры;

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях; Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

Разработка содержания проекта, составление плана работы;

Информационный листок с приглашением в участии проекта для родителей;

Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

Подбор материалов для продуктивной деятельности;

Заучивание закличек, частушек;

Изготовление стенгазеты «С масленицей».

Основной:

Проведение тематического занятия;

Художественно-творческая деятельность.

Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;

Чтение художественных произведений по теме.

Прослушивание музыкальных композиций.

Понедельник- «Встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье.

Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

Беседа «История Масленицы». Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России.

Разучивание масленичных частушек, закличек. Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.

Народная игра - забава «Малечина–калечина»

Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины».

Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись).

Знакомство со значением и символикой блинов.

Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…».

Вторник- «Заигрыш».

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

Знакомство детей со значением слова «Заигрыш».

Беседа «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной песни-колядки.

Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк». Создание элементов соревновательности.

Ситуативный разговор: «Ты откуда к нам пришла - весёлая Масленица?»

Просмотр мультимедийной презентации «Масленица».

Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.

Среда- «Лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Народная игра – забава «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле?».

Хороводная игра «Едет Масленица»

Катание на санках. Загадки о весне и зиме, заучивание масленичных частушек: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Слушание песни «Ой, блины, мои блины».

Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки».

Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины».

Четверг- «Разгуляй». Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - Масленица.

Народная игра – забава «Блинная эстафета».

Рисунки на снегу. Разучивание русской народной песни «Масленица - блиноеда».

Рассматривание и беседа по картине художника В.И.Сурикова «Взятие снежного городка».

Слушание песни «Как на Масленой недели»

Рисование «Масленица»

Пятница- «Тёщины вечера». Папы приглашали вашу бабушку, мамину маму на блины. Бабушка обязательно должна была прийти и отведать блинов.

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Подвижные игры: «Масленичные ворота», «Гори-гори ясно».

Суббота – «Угощения».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Посиделки". В этот день все родственники папы ходили в гости к вашей маме. А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях.

Воскресенье«Прощеный день». Родственники и друзья просили прощения друг у друга за огорчения и обиды.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли дрова - Осиновы дрова,

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: «Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!»

Мы катались с горы от зари до зари,

А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

Сегодня мы с вами пойдем на праздник, и тоже будем прощаться с «Масленицей»

Развлечение «Прощай масленица» путешествие по станциям.

Кабинет педагога психолога «Весна красна»: гадание по книге сказок, игра «Догони блин», Закличка «Весна приди».

Кабинет педагога по ИЗО «Творческая мастерская»: рисование солнечного блина для друзей, вырезание блина для себя.

Кабинет учителя логопеда: отгадывание масляничных загадок, пальчиковая ига: «Угощаю блинами…», хороводная игра «Карусель».

Спортивный зал и хозяюшка – скаморох, инструктор по физической культуре.здесь нас ждали веселые игры, и эстафеты.

Кабинет музыкального руководителя: совместные хороводные и подвижные игры, встреча «Масленицы».

Заключительный:

Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленичное солнце»;

Оформление и выпуск сборника рецептов «Блинный пир на весь мир»;

Взаимодействие с родителями:

Рецепты приготовления блинов для выпуска сборника «Блинный пир на весь мир!»;

Приготовление блинов для чаепития;

1. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»

1998 г. В.М. Петров

2. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

3. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

4. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

5. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.

6. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.

7. «Бабушкины забавушки», Л.Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.

8. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Скачать публикацию Скачали: 32 раз(а)