Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

Государственно – общественное управление как признак развивающейся школы.

Дата публикации: 06.12.17

Автор:
Домбровская Инна Викторовна директор школы, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №11" города Нижневартовска, г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

Государственно – общественное управление

как признак развивающейся школы

Домбровская Инна Викторовна

директор МБОУ «СШ № №11»,

г. Нижневартовск

Совершенствование структуры государственно – общественного управления – приоритетное направление модернизации российского образования. Управляющий совет – одна из самых эффективных форм государственно – общественного управления школой, основной целью которого является придание открытости и повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, возможности появления внешней оценки деятельности школы и ее управления, повышения общественного статуса муниципального образования и конкретного образовательного учреждения; изменения отношений между всеми уставными органами управления учреждением, формирования и развития навыков общественной самоорганизации участников образовательного процесса, а также других граждан местного сообщества. В своем обращении к участникам межрегионального семинара по школьным Управляющим советам уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин отметил: «По сути, вы стоите у истока возникновения одной из базовых конструкций гражданского общества в нашей стране, ибо именно школа является тем институтом, который закладывает основные ценности и навыки общественной жизни. Если школа будет управляться демократическим, гражданским образом, с привлечением представителей родительской и широкой общественности – это станет реальным шагом к развитию гражданского общества в стране в целом. Наряду с этим, управляющие советы могут оказаться действенным инструментом обеспечения прав детей во время школьной жизни, а это само по себе крайне важная задача…»

Нет сомнения, чтобы привлечь родителей и представителей общественности в школу, сделать их не пассивными наблюдателями, а активными участниками, настоящими субъектами образовательного процесса, партнерами, необходимо включить их в деятельность по управлению образовательным учреждением, повысить их активность за все, что происходит в школе. С этой целью в нашей школе создан Управляющий совет, основной целью Совета является придание открытости и демократичности в управлении ОУ, возможности появления внешней оценки деятельности школы и ее управления, повышение общественного статуса образовательного учреждения; формирование и развития навыков общественной самоорганизации участников образовательного процесса, а также других граждан местного сообщества. В состав Совета входят педагоги, обучающиеся 9 – 11 классов, родители, представители органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, бизнес – структур. В МБОУ «СШ №11» за последние пять лет, сложилась система взаимодействия с родителями, выпускниками и представителями органов местного самоуправления. Родительская общественность через своих избранных представителей имеет возможность участвовать в планировании основных мероприятий на год, внесении предложений по корректировке планов в течение учебного года, согласовывать годовой календарный график, режим работы школы, предлагать очередность оснащения кабинетов мебелью, техникой, планировать текущий ремонт здания и облагораживание пришкольной территории. В практике школы -приглашение родителей на психолого-педагогические консилиумы, есть опыт проведения открытых педагогических советов. Системный и целенаправленный характер носят ежемесячные родительские собрания. Успешное развитие школы в будущем является закономерным процессом демократического стиля руководства не только по форме, но и по своей сути. В основе идеи обновления управления школой положено диалогическое общение, расширение прав участников образовательных отношений на собственное мнение и на его выражение.

С введением ФГОС начального общего и основного общего образования школа выступила инициатором во взаимодействии с родительской общественностью при разработке основной образовательной программы начального общего и основного общего образования в части, формируемой участниками образовательных отношений. Расширение участия в управлении школой всех участников образовательных отношений проявляется в планировании, разработке, организации и проведении интересных мероприятий, в активном и деловом общении друг с другом. Все это дает возможность детям учиться принципиальности, критичности, ответственности, требовательности. Обновление школы требует взаимодействия самых разных ресурсов – содержательных, экономических, кадровых. Тезис об общественной составляющей управления позволяет запустить в дело новый, системный и, возможно, определяющий ресурс – изменение системы управления. Необходимость структурных изменений в деле реального включения общественной составляющей в управление школой к настоящему времени достаточно назрела. Все больше осваивается практика договорных отношений между ОУ и родителями, ОУ и образовательными организациями. В целях бесконфликтного разрешения проблем или столкновения интересов в школе на основании п.2 ст.45 ФЗ «Об образовании в РФ» создана и действует комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Основными направлениями в деятельности структур государственно-общественного управления являются:

1.Участие в разработке стратегии и тактики образовательного учреждения

Привлекая представителей Управляющего совета школы к разработке документов, регламентирующих деятельность образовательной организации, повышается их компетентность, увеличивается ответственность за организацию образовательного процесса. С участием членов Управляющего совета разрабатываются такие важнейшие стратегические документы, как Программа развития школы, основная образовательная программа, изменения и дополнения в Устав, Правила внутреннего школьного распорядка и другие. На заседаниях Управляющего совета школы решаются вопросы, связанные с распределением внебюджетных источников финансирования, приобретением учебников, организацией ремонта школы, совершенствования материально-технической базы школы, безопасности образовательного учреждения. С переходом образовательного учреждения на новую систему оплаты труда возрастает роль Управляющего совета в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

2. Участие в решении всех важных вопросов и проблем школьной жизни:

- Организация внеклассных и общешкольных мероприятий;

-Участие в общешкольных конкурсных мероприятиях: «Зажги свою звезду», «Ученик года», «Класс года», «Семья года»;

- Осуществление контроля за организацией питания, внешнего вида обучающихся, пропускного режима;

- Участие в работе педагогических советов, совещаний при директоре.

- Организации летней занятости и оздоровления обучающихся;

-Участие в образовательной деятельности центра культурно-языковой адаптации для детей мигрантов.

3. Приоритетным направлением в деятельности государственно - общественного управления является участие в реализации основных направлений Программы развития школы, Основной образовательной программы начального и основного общего образования

При активном участии членов Управляющего совета реализуются проекты программы:

Проект «Я и мой профессиональный выбор»

Проект «Национальная палитра в диалоге культур»

Проект «Приходите к нам учиться – мы научим вас трудиться!»

Программа «Ориентир» по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Программа «Здоровый ребенок»

Программа по профилактике экстремизма, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений «Наша школа- территория развития толерантной личности».

4. Осуществление общественной экспертизы деятельности ОУ.

Управляющий совет школы оказывает активную поддержку педагогическому коллективу для участия в конкурсах различного уровня, осуществляя общественную экспертизу деятельности школы.

5. Совершенствование материально – технической базы школы.

Управляющий совет школы оказывает большую помощь администрации школы в привлечении внебюджетных источников финансирования.

В современных условиях изменчивой и конкурентной экономики задача обеспечения «социального лифта» талантливой молодежи становится еще более актуальной, а требования к прозрачности и гласности конкурных процедур – еще более настоятельными, следовательно, особенно важным является в этом направлении совершенствование и развитие государственно общественного управления и информационной поддержки в сфере развития одаренности детей и молодежи. Этому в образовательном учреждении уделяется особое внимание. Школа стремится к открытой социально – педагогической системе, готовой к кооперации и сотрудничеству со всеми учреждениями социального окружения, и прежде всего - с семьей. Регулярное изучение мнения родителей о школе, их притязаний к уровню образовательных услуг способствует более широкому использованию их потенциала в обучении и воспитании детей. Педагогами разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских отношений с семьями школьников, что создает благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов.

Мы стремимся к расширению форм участия родителей, социальных партнеров, представителей власти и общественности в управлении ОУ. Сегодня родители, социальные партнеры, представители власти – инвесторы – спонсоры, социальные заказчики образовательных услуг, эксперты качества образования, защитники прав и интересов ребенка. Такое участие родителей и общественности в жизни школы повышает уровень доверия к ОУ, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам. Мы стремимся к прозрачности и гласности в деятельности ОУ. Школа имеет свой сайт, на котором для широкой общественности размещены Публичный доклад и отчет по результатам самообследования»

Особенность развития системы образования на современном этапе заключается в том, что образование всё больше становится сферой общественных интересов. Происходят ощутимые изменения и в составе субъектов, готовых предъявить свой запрос к школе, и в самом содержании такого запроса. В результате у школы возникает необходимость регулирования взаимоотношений с новыми субъектами социального заказа. При этом административные методы регулирования оказываются недейственными ввиду независимости самих субъектов. Здесь уместны только партнёрские отношения, которые способны формировать осознанную гражданскую позицию представителей различных социальных и общественных групп, заинтересованных в качественных результатах деятельности школы.

Таким образом, открытость школы социуму требует перехода от монолога к конструктивному диалогу во взаимоотношениях между представителями образовательного сообщества и потребителями образовательных услуг. Такой диалог не может состояться без привлечения общественности к управлению образовательным учреждением и создания системы информирования о деятельности школы всех участников образовательных отношений, социальных партнёров общеобразовательного учреждения и представителей широкой общественности.

Развитие государственно-общественного управления посредством реально действующих коллегиальных органов является необходимым стимулом становления нового качества образования. Бесспорно, что лишь партнерский диалог общества, государства и профессионалов-педагогов позволит создать систему анализа и обоснования необходимости в развитии показателей качества образования, способствующих успешной социализации выпускников общеобразовательного учреждения.