Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Подготовке к обучению грамоте детей старшей группы»

Дата публикации: 12.09.17

Автор:
Просцова Юлия Николаевна воспитатель, МБДОУ детский сад № 32, г. Каменск-Шахтинский Ростовская область

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей № 32 города Каменск – Шахтинский

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Подготовке к обучению грамоте детей старшей группы»

2017 – 2018 год

Подготовила:

Воспитатель

Просцова Ю.Н.

Каменск – Шахтинский

2017

Актуальность

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Слово - как грамматическая единица - это система всех его форм с их лексическими и грамматическими значениями. Наблюдая окружающий мир, ребенок фиксирует свои знания о нем не только в лексике, в грамматике, но и учится анализировать слова, а затем читать.

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.

Задачи образовательной деятельности:

1.Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).

2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;

3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.

4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.

5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.

Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».

- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;

- различать гласные и согласные звуки;

- осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;

- выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.

- по слоговые и слитные способы чтения

Методическая литература

  • Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
  • Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
  • Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
  • Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г
  • Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
  • Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
  • Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
  • Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.


Месяц

Формы работы

Пополнение предметно-пространственной среды

Изучение методической литературы по теме СО

(автор, название, год издания, издательство)

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Подбор наглядного материала с картин ками на разные звуки

Консультация для педаго гов «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»

Беседа «Артикуля ционная гимнастика»

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

октябрь

Использование новых дидактических игр по обучению грамоте

Консультация для педаго гов «Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»

Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

ноябрь

Подбор материала по формированию графи ческих умений.

Консультация для педаго гов «Формирование анали тико-синтетической актив ности дошкольника, как предпосылки обучения грамоте».

Беседа «Как подгото вить руку к письму?»

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнас тикой. Оформление карто теки с пальчиковыми игра ми.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г

декабрь

Использование паль чиковых игр

отчет о проделанной работе за 1 полугодие

Оформление консуль тации для родителей «Развитие мелкой мо торики у детей»

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г

январь

Знакомство с обводка ми и штриховками

Презентация «Роль фонема тических процессов в подго товке к обучению грамоте. Использование специаль ных символов в играх по формированию навыка зву кового анализа».

Оформление консуль тации для родителей «Игры с буквами для дошколят»

Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые табли цы», «Составь слово»

Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г

февраль

Обновление обводок, штриховок.

Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Беседа «Определение гласных звуков»

Пополнение картотеки с чистоговорками и скорого ворками

. Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

март

Обновление наглядно го материала на звуки

Мастер – класс по подго товке дошкольников к обу чению грамоте

Беседа «Определение согласных звуков. Их классификация»

Изготовление дидактичес ких игр

Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

апрель

Досуг «В стране зву ков»

Консультация для воспита телей «Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Оформление памятки для родителей «Стра на букв»

Подбор материала для проведения итогового мероприятия:

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

май

Анализ работы.

Отчет о проделанной рабо те

Итоговое родительс кое собрание

Отчет о проделанной рабо те

Отчет о проделанной рабо те

Скачать публикацию Скачали: 513 раз(а)