Повышение квалификации и переподготовка педагогов
Дистанционно

Программы

Лицензия на образовательную деятельность
серия 86Л01 №0002185

ХМАО – Югра, г. Нижневартовск

Разместить материал

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях дошкольной образовательной организации и семьи.

Дата публикации: 12.03.18

Автор:
Бузанова Валентина Александровна воспитатель , МАДОУ "Буратино", город Когалым

Поддержка детской познавательной инициативы

в условиях дошкольной образовательной

организации и семьи.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей,

если ему просто предоставить для этого возможность»

ДорисМэй Лессинг

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников. Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

В чем проявляется инициатива ребенка-дошкольника? Вдетских вопросах и познавательной активности, в определенной смелости и желании творить, в разнообразии личных интересов и самостоятельном выборе. Очень важно поддерживать, направлять и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка, как основополагающие компоненты развития личности. К сожалению, на практике мы, взрослые, предвосхищаем детские вопросы, даем прямые указания в деятельности, регламентируем желания и интересы ребенка временем. Подобную антиразвивающую ситуацию описал в известной лирической эпиграмме С. Маршак:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?».

Его прозвали «маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом «Почему?».

Чтобы дети проявляли инициативу, стимулирую их игровую, продуктивную, речевую и творческую активность. Помогаю детям определиться с выбором, направить и увлечь их той деятельностью, в которой они в большей степени могут удовлетворить свои интересы и овладеть определенными способами деятельности.

Предоставляю детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливаю их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи.При затруднениях побуждаю детей к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, оказываю минимальную помощь: советом, наводящими вопросами, ссылаюсь на имеющийся у детей опыт.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор.

Для поддержания инициативности дошкольников,используют различные методы, с помощью которых стимулирую и направляю деятельность детей. Одним из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы является групповой сбор, позволяющий развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как: чувствовать себя значимым; управлять собой, своим временем, деятельностью, отношениями с другими людьми; веселиться и развлекаться. Вся инициатива принадлежит детям, я организовываю и поддерживаю идеи детей.

В своей работе использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и самостоятельности у детей, формирования умения делать выбор. Технология проектной деятельности позволяет связать процесс обучения и воспитания ребенка с реальными событиями из его жизни, объединить детей, родителей,способствует сплочению детского коллектива, учит сотрудничать, планировать, доводить начатое дело до конца.

За это время накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов, такие как: «Путешествие в страну комнатных растений», «Зимующие птицы», «Мамочка милая, мамам моя», «Новый год у ворот», «Мой безопасный маршрут: дом – детский сад», «Белая береза – символ Родины моей», «Славный праздник - День Победы» (посвященный 70 – летию Победы в ВОВ). В проектировании использую технологию Лидии Васильевны Свирской «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что сделать, чтобы узнать?». Хорошей помощью оказалась совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На листе бумаги мы с детьми обращаемся к своим родителям: «Дорогие папы и мамы! Нам хочется больше узнать …»

Реализуемые проекты оказали положительное влияние на развитие детей. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширялись знания детей об окружающем мире. Кроме того, развивались общие способности детей – познавательные, коммуникативные.

В ходе проектной деятельности дошкольники развивали позитивные качества: они стали внимательны друг к другу, уважительно относиться к различным мнениям, интересам других детей. Было радостно наблюдать, как в ходе проектной деятельности развивались и детско-родительские отношения. Ребенок открывается с другой стороны, берет на себя роль партнера, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях, привлекая родителей к сотрудничеству в проектной деятельности. Цели проектов были достигнуты совместными усилиями детей и родителями воспитанников.

Скачать публикацию Скачали: 57 раз(а)