Nomination bg
Разместить материал

Коррекционная педагогика

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 5 класс

30.05.23

Цели: - выработать навыки грамотного письма через выполнение упражнений; - развивать речь, память, внимание на основе ответов на вопросы, составления предложений, объяснения действий, выполнения упражнений по запоминанию; - осуществлять нравственное воспитание; прививать интерес к родному языку.

Задачи: -развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков; -коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий; - коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания; - коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил; - коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы

Автор:
Ханжина Марина Анатольевна Учитель русского языка и литературы, Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Сосновки Вятскополянского района", Кировская область

Читать

Консультация для педагогов: "Современные подходы к развитию фонетико-фонематических процессов у дошкольников""

21.04.23

Цели: Развитие фонематических процессов как важного фактора становления речевой системы в целом.

Задачи: 1. Формирование фонематического восприятия как залога четкого произнесения звуков. 2. Построение правильной слоговой структуры слов, овладение грамматическим строем языка. 3. Освоения навыков письма и чтения как основы всей сложной речевой системы.

Автор:
Мореева Светлана Викторовна учитель-логопед, МАДОУ д/с № 100 , г. Тюмень

Читать

ПОМОЩЬ ТЬЮТОРА В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ

19.04.23

Цели:

Задачи:

Автор:
Светлана Александровна Соколовская педагог, КУ "Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа", ХМАО Нижневартовск

Читать

Итоговое коррекционное занятие по формированию лексико- грамматических категорий и связной речи «Как щенок нашёл друзей».

10.04.23

Цели: Развитие связной речи в лексическом цикле «Домашние животные».

Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить составлению повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок с опорой на план. Развивать умение выстраивать сюжетную линию связно, последовательно описывать сюжет. Упражнять в придумывании названия рассказа, в построении полных ответов на вопросы. Познакомить со схематичными рисунками- пиктограммами с ССК. Коррекционно-развивающие: развивать долговременную память, словесно- логическое мышление и произвольное внимание, учить правильно устанавливать причинно- следственные связи. Стимулировать мыслительную и речевую деятельность детей. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным. Развивать чувство сострадания.

Автор:
Животенко Наталья Петровна учитель- логопед, МДОУ "Детский сад "Родничок" город Надым", ЯНАО

Читать

Принципы логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников.

02.04.23

Цели:

Задачи: Логопедическая работа по устранению нарушений письма у младших школьников с дисграфией строится с учетом некоторых принципов. С учетом этих принципов и следует разрабатывать логопедические занятия по коррекции нарушений письма.

Автор:
Викулина Людмила Викторовна учитель-логопед, МБОУ "Гимназия №1", ЯНАО, г. Ноябрьск

Читать

КОНКУРС ЧТЕЦОВ «Моя Зеленая планета»

28.03.23

Цели: Цель: • формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-поэтического слова; • формирование экологической компетентности дошкольников.

Задачи: Задачи: • создать условия для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей; • формировать у дошкольников навыки выразительного чтения, артистических умений; • выявить лучших чтецов среди детей, предоставить им возможности для самовыражения; • развивать интонационную выразительность и эмоциональную сферу; • развивать задатки самоконтроля в поведении детей; • воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе, любви к родному краю.

Автор:
Яхина Фатима Равильевна учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад "Золотой ключик", Тюменская область, Город Салехард

Читать

«Развитие фонематических процессов у дошкольников с ОНР»

23.03.23

Цели: Развитие фонематических процессов (восприятия, навыков звукового анализа, синтеза и представлений) является одной из важнейших задач речевого развития старших дошкольников, так как позволяет создать необходимые предпосылки, для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения при формировании в дальнейшем письменной речи, что обеспечивает взаимосвязь со следующей ступенью системы образования в соответствии с ФГОС ДО. Работа по формированию фонематического восприятия и фонематических представлений должна проводиться систематически и планомерно, как в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так и в массовых группах дошкольных образовательных организаций. Работа по преодолению фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи должна строиться с учётом «современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи, с учётом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития речи ребёнка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе» (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова). С первых дней пребывания ребёнка в группе важно вести работу по развитию у него фонематического слуха, фонематического восприятия. Под фонематическим слухом принято принимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка» (Т. Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического и является его составной частью. Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т. Б. Филичева). В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия принято выделять следующие этапы: - упражнения в различении неречевых звуков; - упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом; - упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком; - упражнения на различения слогов; - упражнения на различения звуков; - упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза. На первом этапе важно научить детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин шум ветра, дождя, моря, журчание ручья, шелест листьев, щебетание птиц, лай собак. Для этого можно использовать аудиокассеты с записью неречевых звуков, различные предметы, с помощью которых можно производить звуки. Также можно предложить детям выполнить следующее упражнение «Угадай-ка!» Взрослый демонстрирует детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке, и предлагает им самим произвести действия с шариком и послушать звуки, производимые им. Затем взрослый прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними, а дети отгадывают в какой ёмкости звенит шарик. С этой же целью можно использовать запаянные пластиковые бутылки или контейнеры с различными наполнителями: горохом, мелкими камушками, сухим песком, желудями, пуговицами, фасолью и т. д. На этом этапе также важно научить дошкольников различать звучащие игрушки: бубен и барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик, потренировать их в различении разных погремушек, игрушек – пищалок, свистков и т. п. Для этого детям предлагается рассмотреть две – три звучащие игрушки, поиграть на них и запомнить, как они звучат. Взрослый убирает игрушки за ширму и просит их угадать, на чём он играл. Важно знать, что даже для старших дошкольников не следует брать для подобных упражнений более пяти игрушек. На этом этапе детей тренируют в определении направления звука. Проводятся упражнения «Где звенит колокольчик?», «Где пищит цыплёнок?», «Где гремит погремушка?». Дети показывают, откуда раздаётся звук. На следующем этапе упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Здесь можно выполнить следующие упражнения, например, громко и тихо стучащего молотка и барабана. Взрослый раздаёт детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками, и объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо. Затем начинает за ширмой стучать то тихо, то громко, а дети поднимают соответствующие картинки. При различении низких и высоких звуков можно использовать большую и маленькую игрушки. На этом этапе широко используются звукоподражания. Детям объясняют, что большой мишка рычит грубым голосом, а маленький мишка – тонким, что большой кот мяукает низко, а маленький котёнок высоко и т. п. Взрослый закрывает рот и произносит звуки, слоги или звукоподражания то высоким, то низким голосом, а дети должны указать на соответствующую игрушку. Следующий этап начинается с различения детьми правильно или неправильно произносимых педагогом слов. Это постепенно формирует у детей умение слышать ошибки сначала в чужой, а потом и в своей речи, осуществлять наиболее простые формы фонематического восприятия. Например, взрослый показывает и называет картинку с изображением панамы, а потом объясняет детям, что сейчас будет называть картинку правильно или неправильно, а они должны будут поднять «сигнал», если слово будет произнесено неправильно. Для подобных игр в качестве «сигнала» можно использовать семафоры, флажки, шарики и т. п. Взрослый произносит: натама, манапа, панама, памана. Дети поднимают «сигналы», когда слово произнесено неправильно. В логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи фонетические нарушения часто являются ведущими в структуре речевого дефекта, так как большой процент детей имеет диагноз «стёртая дизартрия», и именно нечёткие артикуляторные образы становятся причиной нечёткой слуховой дифференциации звуков. На следующем этапе важно научить детей запоминать и воспроизводить ряды слогов. Слог является минимальной единицей речевого потока. Удачно брать для игр на различение слогов звукоподражания. Взрослый показывает детям картинки и говорит «Посмотри на картинку, послушай, кто, как кричит и повтори». Девочка заблудилась в лесу и кричит: «Ау», Малыш плачет: «Уа» и т. п. Другой вариант игры взрослый произносит слоги, а дети показывают картинки. Дети с удовольствием повторяют за педагогом цепочки слогов: па - по - пу - пи, ка - та - ма, но - по - то и т. п. Можно привнести игровой элемент в эти упражнения, используя игровые персонажи (эльфов, инопланетян, смурфиков, которые якобы говорят на своём волшебном языке и учат этому детей). На этапе по различению звуков, дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Позже – учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка. В любом языке существует определённое количество звуков, которые создают свой звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого. Такой звук называется фонемой, отсюда и фонематический слух. Начинать нужно с различения гласных звуков. Взрослый показывает картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: поезд гудит у-у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поёт и-и-и. затем он произносит каждый звук длительно, а дети показывают соответствующую картинку. Аналогично проводится работа по различению согласных звуков. Задачей последнего этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков. Не следует спешить с переходом к такому серьёзному этапу работы, как формирование звукового и слогового анализа и синтеза. Работа над слоговой структурой слова готовит почву для этой работы. Сначала нужно поупражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов. Взрослый раздаёт детям семафоры, флажки или шарики и предлагает поднимать их только тогда, когда они услышат длинное слово. Затем взрослый произносит ряд слов, включающий длинные и короткие слова, а дети поднимают сигналы, услышав длинные слова. Далее следует научить детей передавать (отстукивать, отхлопывать, протопывать) ритмический рисунок слова, так как именно отсутствие восприятия ритмичности построения речи приводит к тому, что слова у детей с общим недоразвитием речи долго не находят своего послогового выражения. Термином фонематический (звуковой) анализ определяют, как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. Элементарные - это выделение звука на фоне слова. Сложные формы звукового анализа – это вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец). Самым сложным звуковым анализом является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким). Работа начинается с анализа гласных звуков, взрослый вводит понятие «гласный звук», объясняет, что, что гласные звуки можно петь, открыв рот, что во рту при этом преграды нет, и воздух выходит легко и свободно. Вводится обозначение гласного звука: красный квадрат. Далее взрослый поёт слияние гласных звуков, например: ау, и задаёт вопросы «Что я спела?», «Где так кричат люди?», «Сколько звуков я спела?», «Какой звук я пела первым, какой вторым?». На этом этапе детям предлагают первые задания по звуковому синтезу: «Если спеть звук «У», а потом звук «А», что получиться?» Кто так плачет, выложите схему из квадратиков. Что обозначает первый кружок? Что обозначает второй кружок? Далее при выделении начальных ударных гласных из слов. Взрослый закрепляет у детей представления о гласных звуках. Какой звук слышится в начале слов «аист», «астра», «арка»? Какие имена, начинающиеся со звука «А» вы помните? После вводится понятие «согласный звук». Взрослый объясняет детям, что при произнесении согласных звуков во рту есть всегда преграда, воздух не выходит изо рта так свободно, как при произнесении гласных звуков. Некоторые звуки можно тянуть, а вот петь их, открыв рот нельзя. Сразу же вводится обозначение согласного звука - синий кружок. В работе по анализу и синтезу обратных, а потом и прямых слогов используются те же приёмы, которые использовались при анализе и синтезе слияний гласных. На этом этапе можно использовать игру «Живые звуки». Взрослый объясняет, что девочки будут гласными звуками, а мальчики – согласными. Девочки получают красные квадратики, а мальчики – синие. Взрослый произносит закрытые слоги, а дети выстраиваются перед ним и объясняют, какой звук обозначает каждый из них. Например, взрослый произносит слог «ук». Пара детей встаёт перед взрослым: девочка стоит слева, а мальчик справа. Девочка объясняет, что первым был произнесён звук «у», поэтому она встала первой. Мальчик объясняет, что звук «к» был произнесён вторым, поэтому он встал за девочкой. Таким образом, наличие систематической целенаправленной работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста повысит качество речевого развития и звукопроизношения, что в дальнейшем позволит предотвратить возможные нарушения при формировании письменной речи. \ Список литературы 1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. - 176с. 2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. - 91с. 3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 115 c. 4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с. 5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. - 123 с. 6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 - 278 с.

Задачи:

Автор:
Абдулина Альмира Радиковна Учитель-логопед, МБДОУ "ДС "Василек", Тюменская область Пуровский район

Читать

Эссе "Я-учитель"

15.02.23

Цели: Распространение и диссеминация педагогического опыта, в рамках коррекционной педагогики.

Задачи: Повышение УУД младших школьников с ОВЗ.

Автор:
Трунова Ирина Сергеевна учитель начальных классов коррекционного обучения, МБОУ СОШ № 1, город Нефтеюганск

Читать

Речевые нарушения и причины их возникновения

13.02.23

Цели:

Задачи:

Автор:
Набиуллина Лилия Фагимовна педагог, МАДОУ "Детский сад № 20 "Золушка", г.Нефтеюганск,Тюменская область

Читать

Конспект открытого интегрированного занятия учителя – логопеда в группе старшего дошкольного возраста

02.02.23

Цели: Развитие коммуникативных навыков путем использования дидактических игр

Задачи: Социально-коммуникативное развитие: • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Познавательное развитие: • развитие любознательности и познавательной мотивации; • развитие воображения. Речевое развитие: • обогащение активного словаря; • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Художественно-эстетическое развитие: • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Физическое развитие: • развитие мелкой моторики пальцев рук. • сохранение и укрепление здоровья детей; • совершенствование навыка зрительного поиска элементов для создания символического изображение; • формирование умения применять упражнения на релаксацию глазных мышц, • снятие статического напряжения; • совершенствование повышения функциональной активности зрительного анализатора.

Автор:
Зайцева Елена Ивановна учитель - логопед, МАДОУ ДС №17 "Ладушки", г.Нижневартовск

Читать

Адаптация первоклассников и пятиклассников к обучению

25.01.23

Цели:

Задачи:

Автор:
Хайрулина Расима Фаргатовна педагог-психолог, МБОУС(К)Ш №18, г.Новый Уренгой

Читать

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема «Величина предметов»

13.01.23

Цели: Предварительная работа. Во время прогулки понаблюдать с детьми за движением машин, людей, животных и выяснить, когда эти объекты движутся навстречу друг другу. Коррекционно- образовательные цели: Учить детей находить предметы заданной формы и ве¬личины; закреплять понятия «под», «над», «рядом», «навстре¬чу друг другу». Коррекционно- развивающие цели: Развитие мышления, внимания, творческой активности, коммуникативной и информационной компетентности, развитие общей и мелкой моторики. Коррекционно- воспитательные цели: Воспитывать эстетическое чувство. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, формирование навыков сотрудничества.

Задачи: Оборудование. Демонстрационный материал: картинка, на ко¬торой изображены 2 кома (большой и маленький), 2 пары лыж и палок (длинные и короткие), 2 снеговика (высокий и низ¬кий; на высоком снеговике широкий шарф, на низком снеговике — узкий). Раздаточный материал: геометрические фигу¬ры (2 большие и 1 маленькая: круг, треугольник, квадрат, пря¬моугольник, овал)).

Автор:
Олару Элизабета Демис Учитель-дефектолог, МАДОУ "ДС "Виниклюзия", ЯНАО, г. Новый Уренгой

Читать

Использование игровых технологий в формировании читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ. Педагогический опыт.

11.01.23

Цели: Трансляция педагогического опыта на тему: "Использование игровых технологий в формировании читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ."

Задачи: Систематизировать банк игровых технологий для формирования читательской грамотности, познакомить педагогов с их содержанием.

Автор:
Кирондэ Анастасия Анатольевна учитель-логопед, МБОУ "Солнечная СОШ№1", с.п.Сонечный,Сургутский район,ХМАО-Югра

Читать

«Советы по выбору игрушек для стимуляции речи»

25.12.22

Цели: У многих из нас с вами воспоминая о детстве связаны с любимыми игрушками. С помощью игрушек ребенок знакомится с окружающим миром, раскрывает свои творческие возможности, учится развивать свое воображение, проявлять эмоции, чувства, делиться впечатлениями. Главное, играя с игрушками, у ребенка формируется одна из наиболее сложных высших психических функций человека, это речь.

Задачи: Выбор игрушек для ребенка – очень ответственная задача. Довольно часто взрослые выбирают игрушки стихийно, скупая все подряд или отдают свое предпочтение популярности игрушки, внешней красоте, стоимости, не всегда учитывая ее развивающие характеристики.

Автор:
Михайловская Ольга Андреевна учитель - логопед, МАДОУ "Колокольчик", ХМАО-Югра, г. Когалым

Читать

Автоматизация звука "С"

19.12.22

Цели: Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи: Задачи: Коррекционно - образовательные: закреплять навык произношения звука [с] в слогах, словах и фразовой речи, формировать навыки чтения прямых и обратных слогов; Коррекционно – развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую и артикуляционную моторику; Коррекционно – воспитательные: воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, доброжелательность, вежливость, усидчивость, самоконтроль за речью ;

Автор:
Зубова Анастасия Андреевна Учитель - логопед, МБДОУ детский сад "Красная шапочка", п.г.т. Междуреченский

Читать

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание сложных слов"

13.12.22

Цели: Формирование у обучающихся навыков правописания сложных слов.

Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторить значимые части слова; формировать у обучающихся представление о сложных словах, умение правильно писать в словах соединительные гласные о и е. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать мышление, речь у обучающихся посредством составления полных ответов на вопросы, построения собственных высказываний; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: способствовать проявлению у обучающихся дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Автор:
Патимат Исмаиловна Омарова учитель, КОУ « Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», г. Нефтеюганск

Читать

Консультация для педагогов: «Традиционные и интерактивные игры, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов у дошкольников»

22.11.22

Цели: Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы

Задачи: С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

Автор:
Мореева Светлана Викторовна учитель-логопед, МАДОУ д/с № 100 , г. Тюмень

Читать

Взаимосвязь логопеда в работе с родителями по повышению результативности в процессе коррекции устной и письменной речи детей

16.11.22

Цели:

Задачи:

Автор:
Шамина Мария Александровна учитель-логопед, МКОУ ХМР "СОШ п. Сибирский", сельское поселение Сибирский

Читать

НОД по теме "Осень"

09.11.22

Цели: Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи: 1. Активизировать и расширять словарь по теме «Осень»; 2. Формировать у детей представления о признаках осени; 3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; 4. Учить согласовывать прилагательные с существительными в И.п. мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа; 5. Учить подбирать слова-антонимы; 6. Развивать внимание, мышление, общую моторику.

Автор:
Ирина Леонидовна Андронова Учитель-Логопед, МБОУ"Начальная-школа №15", Город Нефтеюганск ХМАО-Югра

Читать

Рабочая программа «Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников» 4 класс

31.10.22

Цели: Цель: профилактика и преодоление аграмматической дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи у учащихся 4 классов.

Задачи: Задачи программы: • Формировать, развивать и совершенствовать языковой анализ и синтез. • Формировать, развивать и совершенствовать функции словоизменения, навыки словообразования. • Формировать, развивать и совершенствовать умения морфологического анализа слова.

Автор:
Оксана Николаевна Шипелёва учитель-логопед, МАОУ "Средняя школа №8", Г.Когалым

Читать